Введение в заблуждение – общепринятый прием воздействия на людей. Им пользуются и отдельные мутные личности, и авторитетные организации. Его используют все мошенники. Он популярен среди рекламщиков и маркетологов. Без этого приема не обходится ни одно пропагандистское ток-шоу на ТВ. Он в ходу у чиновников, политиков и даже некоторых государств.
Правда есть один нюанс. Чтобы люди легко поверили в ложь, она должна иметь хоть какой-то налет правдивости. Ее должны подтверждать «эксперты», она должна иметь наукообразные термины.
В этой статье мы рассмотрим типичный пример введения в заблуждение под названием «эффект доктора Фокса». Для того, чтобы не попадаться даже на «удочку для умных». Мы же считаем себя умными, так ведь?
Кто такой доктор Фокс?
Полвека назад, в одном из американских университетов был проведен необычный эксперимент. На обучающую конференцию были приглашены как студенты, так и специалисты в области медицины и психологии. Перед серьезными дядями в очках и галстуках с лекцией выступил доктор Фокс. Лекция была посвящена новым открытиям в области «математической теории игр».
Прикол был в том, что никакого доктора Фокса в природе не существовало. Перед слушателями под видом ученого выступал обычный театральный актер. Но, как он выступал!
- Лекция «доктора Фокса» была тщательно подготовлена. Она была насыщена научными и даже наукообразными терминами. В ней присутствовали фразы из действительно научных статей.
- Актер вжился в роль настоящего эксперта. К тому же, его выступление было эмоциональным, а со своей публикой он смог найти общий язык.
- Самый интересный момент. Лекция была совершенно бессмысленной по содержанию.
Сразу после выступления псевдо доктора, слушателей попросили оценить полезность и содержательность лекции. Как вы уже догадались, оценки оказались высокими. Самое смешное, что кое-кто из присутствующих даже утверждал, что когда-то уже читал об исследованиях этого «специалиста».
Примечание автора. Еще во время своей учебы в ВУЗе, мне приходилось участвовать в подобном эксперименте. В те далекие годы, у нас не было возможности получить инфу об оригинальной американской лекции «доктора Фокса». Единственной разницей было то, что мы представили лектора, как сотрудника закрытого НИИ. Но, результаты оказались одинаковыми.
По окончании научной конференции исследователи опубликовали итоги своего эксперимента в научном журнале «Scientific American», рассказав об «обольщении» или «соблазнении» в образовании.
Как это работает
Посмотрите любое ток-шоу, которых немало на российском ТВ (во избежания взрыва мозга, не рекомендую этого делать). Там вы обязательно увидите кучу «экспертов» (одни и те же лица на всех каналах). В зависимости от темы, они изображают политологов, деятелей науки, психологов, бывших сотрудников ГРУ и т.д. Они выхватывают термины и фразы из научных источников, искажая контекст их использования. Упоминают реальные события, но извращают их последствия.
Точно также поступают всевозможные коучи и гуру, по сути, торговцы воздухом. Тем же путем людей вовлекают в секты и финансовые пирамиды.
Для того, чтобы слушатели восприняли любую чушь, как откровение нужно:
- Грамотно организовать само мероприятие. Подать его как встречу с авторитетным экспертом, как сверхмощный тренинг. В идеале на такой встрече должны присутствовать подставные лица, которые будут задавать заготовленные вопросы, аплодировать, подтверждать эффективность системы и т.д.
- В лживом тексте «эксперта» должно быть упоминание каких-то реальных, знакомых слушателю вещей. Выступающий должен использовать наукообразные термины, слова которые принято употреблять в конкретной сфере.
- Выступающий должен иметь облик настоящего эксперта. Уверенно говорить. Не смущаться от неожиданных вопросов. Информация должна затрагивать важные для слушателей вещи. Ведь слушатель должен почувствовать, что выступающий действительно знает, как решить его проблему.
- Спикеру необходимо с первых минут выступления «завести публику», вести себя доброжелательно, к месту пошутить, открыто смотреть в глаза слушателей.
Важный момент. Не стоит воспринимать в штыки любую систему, учение, или малознакомых людей с их идеями. Задайте себе вопрос: «Что полезного для себя я могу извлечь из данного мне материала?» Необязательно безоговорочно воспринимать какую-то систему целиком, но почти всегда можно извлечь из любого учения 1-2 рекомендации, которые точно работают.
Оставить комментарий